Андрей Ковалев: «Нашей стране всегда нужны перемены»
Если кто и может читать лекции на тему «Как добиться успеха», так это Андрей Ковалев. Что он и делает. Но прежде всего Андрей, конечно, певец и поэт. А ещё человек, которому интересны самые разные способы самореализации в этой жизни. Музыкант, имеющий свою точку зрения по многим вопросам и исполняющий музыку от рока до шансона. Экс – депутат, не стесняющийся репетировать и просто петь на Арбате. В общем, очень разносторонняя личность.
— Вы запускаете своё радио. Можете рассказать об этом поподробнее?
— Очень простое радио. Песни Андрея Ковалёва, исключительно. Разные программы с моим участием. Добавлю без ложной скромности, я себя считаю специалистом в области отношений мужчины и женщины номер один в нашей стране – колоссальный личный опыт, я вёл на двух радиостанциях программы, посвященные отношениям мужчины и женщины. Ну, я еще конечно, принимал участие в судьбах своих друзей – если кто-то знакомится с женщиной, то всю переписку практически веду я. Принимаю участие в самых сложных вопросах. Поэтому хочу открыть свою авторскую программу. Оформление будет очень простое — я сам запишу все джинглы и прочее. Будет ли реклама – не знаю. Сейчас появились хорошие вещи – прямые трансляции в соцсетях, эти возможности прямого общения очень актуальны и я хочу в своём радио это развить. У меня уже три телефона заряжены на всё это. Я давно об этом думал и вот сейчас мы подошли к реализации. Радио будет так скромно и называться: «Андрей Ковалев». Или «Ковалев FM». Может, «Ковалев – радио».
— А какие ещё тематические программы будут у вас?
— Ещё я периодически выступаю с лекциями – как добиться успеха в жизни. С моей точки зрения, в нашей стране отсутствует культ успешных людей. Сейчас это крайне необходимо.
— Культ отсутствует в понимании общества или в подаче самих успешных людей?
— Общества, СМИ — это всё вместе. Я часто встречаюсь со школьниками – «Кем хочешь быть?». Ответ – полицейским, смеются – «чтобы взятки сразу брать». Ну, сейчас не говорят хоть как в 90-е. По телевизору безумные ток-шоу. А где программы про предпринимателя, который построил завод? Где передачи про фермера, который на продаже стада телят сделал кучу денег? Максимум – про артистов и их личную жизнь. А это должна быть государственная политика. Молодежь должна стремиться добиться успеха. Потому что тебя будут уважать, к тебе будет другое отношение и так далее. У человека должен быть стимул. Иначе мы из штанов Советского Союза никогда и не вырастем. Второе – конкретные программы. Советы по бизнесу. Я часто читаю подобные лекции. В институте, например. Пишут и сами ребята, и их родители: «Спасибо, Андрей, дочка не знала куда идти, после разговора с вами все изменилось». И, конечно, советы по бизнесу. Это будет ряд тематических мероприятий. Безусловно, это будет отнимать время, но я к этому готов. К тому же, благодаря технологиям сейчас можно это делать откуда угодно – в машине, сидя в кафе. Кстати, я запускал программу, где я читаю стихи. Очень интересно получилось. Я, конечно, ещё не достиг совершенства в этом, но уже я подумываю выпустить аудиокнигу стихов. Тем более что уже четвертая книга уже в типографии.
— Вы специально занимались актёрским мастерством, мелодекламацией или опыт нарабатывался сам собой?
— Нет. Я просто смотрел, как актеры читают стихи. Например, как Алексей Панин читает. И покритиковал, как я читаю. Во-вторых, я послушал, как Павел Майков читает тексты песен. И то, как он читает – полностью развернуло всё моё сознание. Мне это стало очень интересно. Читая стихи, я сразу вижу недостатки и недочёты. Я сразу вношу правки и коррективы в них.
— Про книгу: когда будет готова к выходу ваша четвертая книга?
— Я думаю, в течение месяца. Она уже печатается и готовится к выходу. Это самый объёмный мой сборник. После предыдущей книги прошёл довольно большой перерыв – 4 года. Вместе с этим я веду работу над книгой избранного. Она требует некоторых коррективов. Где-то дописать, где-то что-то выкинуть. В избранное войдет всё самое лучшее. Я люблю делать «голосовалки» – брошу некий клич, сделаем общественное голосование.
— Если делать голосование, нет опасения, что зрители вас воспринимают больше как певца и будут голосовать за песни?
— Вовсе нет. Если люди захотят это стихотворение – оно будет в книге. Особенно если песня известная.
— Для вас есть принципиальная разница для текстов песен и стихами?
— Есть, конечно.
— Бывает такое, что кажется – вот это никогда не станет песней?
— Конечно, и такое бывает.
— Вы стараетесь совмещать?
— Да. И какие-то вещи я пишу осознанно, как стихотворение. Бывают философские размышления в формате четверостишия, дальше нечего продолжать. Всё сказано, четырьмя строчками. Или ритмика влияет.
— Хотел вас спросить не только как автора и поэта, но и как человека, занимающегося шоу-бизнесом – нужно ли пытаться поднять уровень обычного слушателя до поэзии или достаточно делать то, что называется «форматом»?
— Ну, во-первых, каждый должен выбирать сам. Если человек хочет добиться популярности, собирать стадионы, он должен делать то, что нравится большинству людей и жителей нашей страны. Любой продюсер, прежде чем создать проект, он тестирует аудиторию и понимает, что вот сейчас нужен человек с лысиной, с бородой, который поёт про лес. Я, например, не умею писать на потребу публике. Другое дело в аранжировке. Каждое время диктует свою аранжировку. Но вот чтобы я писал специально тексты, песни – такого не было.
— То есть не было такого, что вы пытались что-то написать под формат «Русского Радио», например?
— Аранжировки – да. Такое есть. Конечно. Может быть потому, что я пишу очень много. Сейчас радио «Шансон» выбрали песню «Дорожная». Взяли как есть.
— А вы на радио отправляете несколько треков или какую-то определённую песню?
— Многие радиостанции следят за моим творчеством. Я в ТопХит выкладываю много, там программные директора смотрят. Я делаю много песен – три-четыре песни в месяц. Если какая-то песня понравилась, ко мне уже обращаются. Иногда я сам отправляю пять новых. Иногда их все сразу не принимают.
— А как вы выбираете песни на клипы?
— Это песня которая, как правило, крутится на радио. Просто когда надо добавить визуальный образ.
— А на альбом?
— Альбомы я печатаю тогда, когда нужно чтобы продавалось через магазин на сайте, раздать на концерте, друзьям. Потому что альбомы нигде не продаются, нет уже магазинов.
— А в iTunes?
— Я формирую альбомы для интернета. Это чисто от сердца – две медленных, одна быстрая, например. Есть какие-то песни, которые не вошли в альбом.
— Но они живут на концертах?
— Проблема концертов в том, что для концерта достаточно 20-22 песни. После этого публика уже переедается, так сказать. А у меня 30 песен. Меньше уже тяжело мне. Приходится отбрасывать песни, которые нравятся людям. И если какая-то новая песня появилась, приходится выбрасывать старую. Поэтому я всегда делаю голосования, чтобы понимать, как мне строить концертную программу. Учитывать предпочтения людей. Ведь они заплатили деньги. Например. Я не буду называть группу. У приятеля был день рождения и пригласили эту известную популярную группу. Они не спели ни одной своей известной песни. Пели какие-то неизвестные. Не знаю почему так. Половина на английском языке. Я бы вот пел все свои известные песни. Есть какие-то старые песни, которые всегда будут в концерте. А есть другие, которые будут вытесняться новыми. У меня были презентации клипов в Сокольниках и в Тушино. Оба концерта были под дождём. И вот там я спел под 55 песен. Это больше трёх часов. Я рассчитывал на то, что это парк – люди пришли, ушли. Были такие, которые простояли под дождём все эти три часа.
— Это физически тяжело.
— Если ты поёшь правильно, плюс ко всему регулярно… Лично я 55 песен спокойной выдерживаю. Это удовольствие, счастье.
— Вы записываете акустический альбом. Там тоже голосованием отбирали?
— Альбом уже записан. И — нет, там просто есть песни, которые были под гитару, изначально. Вот сейчас у меня акустический концерт в «Гнезде Глухаря», 15 июля. В концерте я добавляю известные песни просто под гитару. Кстати, я ещё и репетирую на Арбате. Нашёл своё место и там репетирую. Я играю практически все песни. Есть песни которые под гитару не ложатся – требуют барабанов, клавишных. А есть те, которые отлично легли.
— А вы на Арбате с гитарой репетируете?
— С гитаристом. Я на гитаре плохо играю, стесняюсь. А вот в группе у меня одни из лучших музыкантов нашей страны. Глупо было бы играть самому, если у тебя есть отличный гитарист.
— У вас есть «Пилигрим» — тяжелая музыка, еще есть романсы, эстрада. Как вы выстраиваете концерты? Как понимаете, что сегодня я, например, хочу петь хард-рок, а завтра…
— Я хочу петь всё! Я готов утром «Пилигрим», в обед романсы, ужин эстрада, а ещё ночью и авторскую песню попеть. К сожалению, я не настолько популярный человек, чтобы давать 60 концертов в день. Я вырос на самой творческой улице нашей страны – улица Усиевича. Вокруг дома, где живут актеры кино, театра, цирка. Скульпторы, художники… Вчера на Арбате один байкер говорит – Андрюха, я 20 лет конферансье работал. Ты Игоря Киричука знаешь? Он в соседнем доме жил. Огромное количество артистов жило на этой улице и я их знал. Так о чём я… Был такой вокально инструментальный ансамбль «Аллегро»… Как раньше было – выезжал ВИА и давал в Дворце Спорта концерты две недели – в будни 3-4 концерта в день, а в выходные 5-6. Так вот у них рекорд был – 7 концертов в день! Представляете?! Я потом понял, почему у «Песняров», «Самоцветов» и других ВИА было по два-три солиста. Если бы была у меня такая возможность, я бы один без всяких солистов пел. Но время сейчас стало другое, люди ходят реже. У многих артистов концерты срываются. Сейчас конечно, концертов меньше. Ну, опять же у меня не высокие ставки. Я не стесняюсь говорить – под минус или с гитаристом – 150 тысяч гонорар. А с группой – 250 тысяч. Поэтому и на концерты приглашают, и на корпоративы. Приехал Ковалёв – «Роллс-Рой»с, охрана… И за какие-то 150 тысяч рублей. Причем, как – некоторые отпели 40 минут – доплатите! А мне-то что… Я и два часа попою. Как я шучу, скоро за еду будем петь.
— Сейчас вот история с корпоративными концертами заканчивается и сходит на «нет».
— Ну, всё-таки, госструктурам запретили проводить. У всех артистов сейчас концертов меньше и гонорары меньше.
— Я был у вас на концерте. Вы, конечно, отличаетесь тем, что работаете живьем.
— Бываю я на корпоративах… И обращаю внимание заказчиков, что «под фанеру» поют-то (смеётся). Сдаю коллег по цеху. Но даже помню, был как-то один корпоратив и выступал один известный артист. А было время как раз борьбы за живой звук. Увидел меня, подбежал к звукорежиссёру и потом начал петь вживую. А многие просто не обращают внимания на это. Главное – «звезда». Человек, который чуть-чуть понимает в звуке, сразу отличит. Бывали концерты сборные, «под фанеру». И стоит выйти спеть вживую все сразу понимали, что до и после была фанера. Обычно таким человеком был я, который всех обламывал.
— Вы так и продолжаете борьбу с фонограммами?
— Ну, что значит «продолжаю борьбу»? Говорили: «Ковалёв борется с ветряными мельницами. Была фанера и будет». Еще раньше все каналы говорили – не будет у нас живого звука! Вот и всё. А сейчас посмотрите – всё изменилось. Я был на репетиции «Голоса» — оркестр! Вы только вдумайтесь – целый оркестр!
— Ну, восприятие людей меняется…
— Все люди хотят, чтобы на их глазах происходило творчество! И люди ждут эту надпись «живой звук».
— А как артисты реагировали на ваши акции за «живой звук»?
— Отлично! Для меня, конечно, всё это загадка. Многие боятся облажаться. Большая аудитория, без саундчека. Здесь можно понять. День рождения у звезды. Все свои. Поёт «под фанеру». Причём, мне говорят, что споет вживую – выходят и поют «под фанеру»! Есть, конечно, технические средства, которые позволяют сделать так, что будет трудно отличить. Но всё равно можно…
— Может лучше петь вживую, чем такие сложности?
— Одна известная певица меняла себе каждую неделю звукорежиссёра. Так вот она миксовала плюс с минусом. И вот из-за этого они так часто менялись, не срабатывались. У меня всё проще с этим. Могу я лажануть? Могу. Могу слова забыть? Могу. Бывает иногда. Но опытный артист всегда найдет выход из ситуации.
— Как думаете, повлияло на зрителей такое отношение к фонограмме?
— Повлияло и очень сильно. Сейчас благодаря «Голосу» и другим шоу пришла целая волна поющих артистов. И у нас огромное количество вокалистов. Проблема в другом – репертуара нет. Получается, что все выходцы из этих программ – это кавер-певцы. Ну, считанные имеют свои песни. Которые до этого были сложившимися артистами. Но те вынуждены петь песни, которые уже спели другие артисты. Получается, что они караоке-певцы, кавер-певцы. Нет своего репертуара.
— Что же им делать?
— Писать сами, искать авторов. В интернете огромное количество людей, которые готовы дать свою песню бесплатно, лишь бы её кто-то спел.
— Есть же ещё момент продвижения. Вам не кажется, это немного несправедливым, что все эти шоу – «Голос», «Главная сцена» и другие дают пять минут славы своим артистам и большинство из них бросают на произвол судьбы?
— Да-да. Или с контрактом на семь лет. Жесточайшим. Ко мне приходили и просили создать такую ассоциацию людей с жестким контрактом после этих шоу, и с которыми ничего после этого не происходит. Что поделать… Стране нужно тридцать артистов. Радиостанциям нужно пятьдесят артистов. А их десятки тысяч. И куда их… На каждом радио песня три с половиной минуты. И нельзя вставить больше. Плюс хиты. И старые, и новые. Получается что для новых и места нет. Есть интернет. Но в интернет, мировой, каждую минуту выкладывают 25 000 треков, новых. Во всем мире. Интернет – это скорее всего, фриковые фигуры. Что-то веселое, прикольное. А если это серьезная песня про любовь… У меня все-таки аудитория взрослая. Она меньше на это обращает внимание.
Для них Первый канал, например. Но туда пробиться практически невозможно. Там бетонная стена стоит. Чужие там не ходят.
— Ну, я достаточно много видел вас на телеканалах.
— Меня периодически приглашают. Ток-шоу и прочее. На сборные концерты не приглашают. У меня есть песня «Слава России». Ну, нет человека, которому она не нравилась. Но ни на один праздник Дня России меня не пригласили. Я бы с удовольствием спел эту песню.
— Вы пытались понять — почему?
— Да и так понятно всё. Есть обойма, которая сидит там. И туда добавляется. Ну, какой смысл ставить Первому каналу Андрея Ковалёва, когда у них есть свой блок артистов и плюс из «Голоса» постоянно идёт подпитка. У меня своя жизнь. Я в стороне от шоу-бизнеса. Я пошел, на Арбате спел, могу в переходе спеть. Я всюду могу спеть. Включу «Periscope» и тот, кому я нужен, меня найдёт.
— Я прочитал в Википедии, что вы помогаете молодым артистам.
— Ну, там написано процентов 70 вообще не про меня, а про кого-то другого. (смеётся). Я там вообще ничего не писал. Мы пробовали исправить – ничего не исправилось. Где я работал, где учился…
— Там вранье или ошибки?
— Как сказать… Ну, если написано, что я работал заместителем руководителя несуществующей конторы? Я не знаю откуда они это берут… Какой-то департамент… Вы хотели спросить про бесплатные базы, я так понимаю? Да, они работают. Десятки тысяч групп там уже отрепетировали. И всё это продолжается. Пять бесплатных репетиционных баз. Называются «Пилигрим». Периодически, нечасто пишут отзывы. Единицы благодарят. Иногда и негативные. Типа: «Ковалёв не умеет петь, писать музыку не умеет, но мы его цинично используем и бесплатно у него репетируем».
— Откуда такие люди берутся? Насчёт нападок. Я читал, что по вам и Фандеев проходился, и Шендерович, и так далее… Вы спокойно относитесь этому?
— Ну, написал Шендерович один пасквиль, второй. На третий я его уже шандарахнул – написал жёсткий ответ. Но если бы ему запретили писать на меня пасквили, я бы первый вышел и написал «Свободу Шендеровичу». Потому что интернет, с моей точки зрения, это свободная территория. Должно быть это. Вот он и написал: «С какого хрена Ковалёв, депутат, вышел и спел «Хочу перемен» Цоя»?
— А в чём претензия?
— А в том, что я не имею права петь «Хочу перемен» Цоя. Потому что я был тогда депутатом от «Единой России». Всё.
— Я не вижу никаких несостыковок.
— У него своё мышление. Я играю эту песню в концертах. Я люблю эту песню. К тому же она для нашей страны очень актуальна. Нашей стране всегда нужны перемены.
— Вы планируете как-то продолжать свою политическую карьеру?
— Нет. Всё. Каждый раз мне что-то предлагают. Я был в Мосгордуме один срок. Больше не хочу. Во-первых, есть огромное количество мероприятий, на которых ты должен быть. Обязан. А это отнимает время от творчества. И быть депутатом мне невозможно. Как поехать в тур, если ты депутат? Да никак. Я был после аварии, ходил на костылях. И я поехал в тур. Занавес закрыт, меня выкатили, я сел на стул, занавес открылся, отыграли и занавес закрылся. Если Дворец Спорта – то тогда полная темнота. Ну, у меня был законный бюллетень…
— У нас есть депутаты, которые могут ещё и в фильмах полнометражных успевать сниматься. И ничего их не останавливает.
— Это к ним вопрос, не к нам (смеётся).
— Скоро будет фестиваль. Расскажите подробнее?
— Меня попросили стать продюсером фестиваля, он будет в августе. Отыграет группа «Пилигрим». А вообще времени нет, физически. У меня в конце июля гастроли в Крыму, четыре города. И я прямо с самолёта иду на этот фестиваль.
— Это фестиваль тяжелой музыки?
— Да. И последнюю неделю, которая самая горячая для любого фестиваля, я им ничем помочь не смогу. Там хорошие ребята, хорошие люди.
— Часто предлагают что-то возглавить, что-то продюсировать?
— Постоянно. Продюсер я хреновый, конечно. Продюсер Андрей Ковалев не очень хорошо продюсирует певца Андрея Ковалева.
— Молодые артисты часто стараются совмещать своё творчество со своим менеджментом. Как вы считаете, это реально?
— Конечно. Во-первых: настоящих продюсеров у нас по пальцам пересчитать. Дробыш, Матвиенко, Меладзе, Фадеев… Их мало. Иногда кому-то везёт с мужем, как Валерии. Кому-то с женой, как Артуру Беркуту. Во-вторых, я всегда говорю, когда мне жалуются группы – ребята, вас пять человек! Вы в интернете впятером можете такую революцию сделать! У каждого есть друзья… Людям не нужны дорогие камеры, если вы снимаете клип для интернета. Вот, телефон. Но снимете прикол. Я снимаю не клипы, а маленькие фильмы. Я посмотрел клип «В Питере-пить!». И посмотрел клип группы «Каспийский Груз», где они не поют, а идёт просто история. Песня выступает саунтреком, а клип – это фильм. То, что я уже многие годы исповедую. Сейчас хочу уже сделать сериал – три песни, три клипа. Может быть, сделать клип на три-четыре песни, как сериал. Понятно, что РуТв и MusicBox не покажут, потому что у них строго с этим. Три с половиной минуты. Думаю сейчас сделать три серии.
— А если порезать?
— А как порезать? По сердцу прямо? Взять вот фильм «Брат-2». Там же песни ничего не продолжают друг за другом. Просто попали по настроению в фильм. Причём, песня может быть про любовь, а на экране сцена бандитских разборок из 90-х. Или про войну в Донецке.
— Мне кажется, что клип не должен цитировать текст песни.
— Совершенно верно. Если песня «В лесу родилась ёлочка» не надо показывать её рождение. Это неправильно.
— Будете как-то отдельно представлять новую книгу?
— Однозначно сделаем презентацию. Очень хотелось бы попасть в какую-то сеть, книжную. Чтобы книги физически продавались. Понятно, что она будет в интернете. Но хочется в магазин. Человек пришел, а там стоит книжка. Многие спрашивают – а где купить вашу книгу? На моём сайте. Но это надо оформить заказ, неделю идёт. Музыкальные магазины уже умерли, а вот книжные ещё живут.
— К тому же книгу приятно держать в руках. Особенно свою. Что вы можете пожелать нашим читателям?
— Хочу пожелать побольше гонорара, побольше концертов, побольше любви. Делайте почаще детей. Дети — это наше счастье, наше будущее.
Александр Ковалев, специально для Musecube.